Конституционные и религиозные нормы как основы межконфессионального диалога в Таджикистане.

Остроумов Сергей Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент,
юридический факультет Нижегородского
государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Остроумов Николай Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент,
юридический факультет Нижегородского
государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Романовская Любава Ростиславовна,
кандидат юридических наук, доцент,
юридический факультет Нижегородского
государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Конференция, посвященная 20-летию конституции Республики Таджикистан, призывает таджикских и российских ученых обратиться к анализу наиболее важных положений этого Основного Закона и акцентировать внимание на его нормы, которые имеют наибольшую актуальность в современном обществе.

И западный и восточный мир постоянно находятся в состоянии перманентных конфликтов, как внутри самих себя, так и друг с другом.  Но если в прежние века эти конфликты носили преимущественно территориальный характер, то сегодня можно констатировать, что наблюдается конфликт цивилизационный, конфликт культур.

Необходимость изучения правовых систем стран Азии и Востока с культурологических позиций диктуется практическими политико-правовыми задачами, связанными с обострившимися в последнее время межцивилизационными противоречиями, которые зачастую выражаются в спекулятивном противопоставлении различных соционормативных религиозных культур.

Указывая на эти проблемы, культурологи и юристы часто цитируют высказывание профессора Гарвардского университета С. Хантингтона, выдвинувшего культурологическую гипотезу, что современная мировая политика вступает ныне в новую фазу, когда источником конфликтов в мире становятся не идеология и экономика, а именно культура. Он полагал, что именно культура, разделяющая человечество, станет преобладающим источником конфликтов и будущих войн двадцать первого века.1 Согласиться с этим заявлением мы не можем, поскольку считаем, что в различных религиозных, политико-правовых традициях в целом, общих положений значительно больше, чем принципиальных различий.

Изучая историю религий, основные догматы мировых религий, базовые моральные требования к поведению человека и к его отношению к другим членам общества, нельзя не прийти к выводу, что все они происходят из одного источника, а, следовательно, имеют общие морально-этические ценности. Разногласия в религиях, безусловно, существуют, но считать их «миной замедленного действия», как минимум, не разумно. Недобросовестные политики могут использовать те или иные культурно-религиозные различия для разжигания конфликта в своих корыстных интересах, но причиной конфликта станет тогда не религия, а политика.

С точки зрения цивилизационного подхода к типологии государства, в основе его возникновения и развития лежат духовные начала — религия, культура, система ценностей определенного сообщества. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Цивилизации являются ветвями одного дерева, сосуществующие рядом друг с другом. С точки зрения известного английского ученого Тойнби, движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. История Таджикистана во многом подтверждает это положение. И до советского периода развития, и в советский период истории, и в настоящее время творческая интеллигенция, мусульманские ученые Таджикистана сохраняют и преумножают традиции, созданные их предшественниками в деле духовного развития нации.

 

 

 

Comments are closed