Информационное и экономическое пространство как контекст противодействия государственной коррупции.

Рашева Наталья Юрьевна — заведующая кафедрой гражданского и корпоративного права ФГБОУ ВПО МГТУ (г. Мурманск), кандидат юридических наук.

В публикации оценивается современное федеральное и региональное законодательство в области противодействия коррупции, а также дается анализ работы кафедры гражданского и корпоративного права ФГБОУ ВПО МГТУ в данной сфере.

Сегодня взгляды государства и общества на коррупцию и коррупционную преступность в целом остаются весьма разноплановыми. Существующие мнения о причинах возникновения, значении и степени влияния данного явления на государственные и общественные институты объясняются тем, что вопросы коррупции исследуются не только правоведами, но и экономистами, социологами, политологами, философами и др. А вот бытовое понимание коррупции, как правило, формируется на основе опыта населения. К сожалению, это разночтение затрудняет выработку относительно универсального понятия коррупции, что, в свою очередь, объективно ограничивает создание более эффективных правовых механизмов противодействия ее распространению [24; стр. 50].

Само слово «коррупция» сложилось из сочетания латинских слов «corei» — несколько участников находятся в обязательственном правоотношении по поводу единственного предмета спора и «rumpere» — нарушить что-либо, в частности, рассматривается нарушение индивидами этических норм для получения личной выгоды [28; стр. 2].

Исследуя закономерности реализации мер противодействия коррупции, следует учитывать не только экономические, но и прочие цивилизационные характеристики сообществ, такие как коллективная либо индивидуалистическая ориентация, культурный уровень, правовые и политические традиции, т.е. в целом социокультурные особенности. Разумеется, и правовые, и нравственные нормы в сообществах разнятся. То, что поощряемо в криминальной среде, отвергается моралью законопослушных граждан; то, что является нормой для традиционных сообществ, может быть неприемлемо для модернистского общества и т.д. В полной мере это верно и для коррупционных проявлений [25; стр. 34-36].

Субъектами в борьбе с данным негативным явлением являются самые разнообразные структуры, в их числе могут быть названы и вузы, призванные обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации (ст. 69 ФЗ РФ «Об образовании в РФ» [3]).

Проблемы противодействия коррупции в сфере оказания образовательных услуг складываются под влиянием факторов, детерминирующих проявления коррупции в органах управления образованием и образовательных организациях. Последние в большинстве случаев порождены недостатками механизма управления образованием, связанными с отсутствием четкой регламентации статусов органов управления образованием, структурных подразделений образовательных организаций, порядка их деятельности; коррупционным характером самих норм права, регулирующих образовательные правоотношения [26; стр. 81].

Правовую основу деятельности вуза в вопросах противодействия коррупции составляют следующие нормативные акты.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [1];

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3];

— Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2];

Указ Президента РФ от 03 декабря 2013 г. № 878 «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» [5];

— Указ Президента РФ от 02 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» [6];

— Указ Президента РФ от 08 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» [8];

— Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» [10];

— Указ Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» [9];

— Указ Президента РФ от 25 февраля 2011 г. № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» [7];

— Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы» [11];

— Распоряжение Рособрнадзора от 15 мая 2013 г. № 1376-09 «О дополнительных мерах по реализации федерального законодательства о противодействии коррупции в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» [12];

— Приказ Рособразования от 22 января 2010 г. № 33 «О мерах по активизации работы по противодействию коррупции в Федеральном агентстве по образованию» [15];

— Письмо Минобрнауки России от 06 августа 2013 г. № 12-925 «О направлении методических рекомендаций по противодействию коррупции» [23];

— Закон Мурманской области от 23 ноября 2009 г. № 1154-01-ЗМО «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области и о внесении изменений в Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области» [16];

— Постановление Губернатора Мурманской области от 14 ноября 2006 г. № 202-ПГ «О Межведомственном совете по Противодействию коррупции в Мурманской области» [18];

— Постановление Администрации города Мурманска от 18 августа 2009 г. № 774 «О Межведомственном совете по противодействию коррупции и криминализации экономики в муниципальном образовании город Мурманск» [21];

— Постановление Администрации города Мурманска от 04 октября 2012 г. № 2374 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Противодействие коррупции в муниципальном образовании город Мурманск» на 2013 — 2014 годы» [22]и др.

В регионе, до недавнего времени действовал План основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2012 — 2013 годы [19], где отдельным направлением Плана выступало антикоррупционное образование. На сегодняшний день (на 1 февраля 2014 года), к сожалению, Плана на 2014-2015 годы еще не утверждено.

Обратимся для начала к региональному законодательству.

Согласно ст. 8 Закона Мурманской области от 26 октября 2007 г. № 898-01-ЗМО «О противодействии коррупции в Мурманской области» [17], посвященной антикоррупционному образованию и пропаганде, антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, реализуемых в образовательных учреждениях среднего общего и высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.

Постановлением Правительства Мурманской области от 23 апреля 2010 г. № 188-ПП/7 «Об областном конкурсе студенческих работ «Молодежь против коррупции» утверждены Положение об областном конкурсе студенческих работ «Молодежь против коррупции», состав комиссии по подведению итогов областного конкурса студенческих работ «Молодежь против коррупции» [20]. Согласно данному документу, целями Конкурса являются (п. 2 Постановления):

— стимулирование научной, творческой и общественной деятельности студентов и преподавателей, направленной на изучение проблем противодействия коррупции;

— освоение студентами методики антикоррупционной экспертизы и оценки нормативных правовых актов регионального и муниципального законодательства на предмет наличия в них правовых предпосылок, которые могут способствовать проявлениям коррупции, разработка предложений по устранению правовых предпосылок коррупции в конкретных нормативных правовых актах;

— привлечение внимания молодежи к проблеме коррупции в современном обществе.

Анализируя федеральное законодательство важно отметить, что в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц доходам» [4]) с 1 января 2013 г. на образовательные (научные) организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, возлагаются обязанности по принятию мер по предупреждению коррупции.

Приказом Минобрнауки России от 11 декабря 2012 г. № 1034 «Об утверждении Положения о «телефоне доверия» по вопросам противодействия коррупции в Министерстве образования и науки Российской Федерации» [13], утверждено Положение, устанавливающее порядок работы «телефона доверия» по вопросам противодействия коррупции в Министерстве образования и науки Российской Федерации, организации работы с обращениями граждан и организаций, полученными по «телефону доверия», о фактах проявления коррупции в сфере образования и науки (п. 1 Положения).

Комплект аппаратуры «телефона доверия» с автоматическим фиксированием телефонных звонков и ведением архива обращений граждан и организаций установлен в отделе по профилактике коррупционных и иных правонарушений, охраны труда и гражданской обороны Департамента государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки Министерства (п. 3 Положения).

Информация о функционировании «телефона доверия» размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет по адресу http://минобрнауки.рф. (п. 4 Положения).

Согласно Приказа Минобрнауки РФ от 04 мая 2010 г. № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» [14], выпускник должен обладать определенными компетенциями, через которые и прослеживаются связи формирования антикоррупционного поведения в образовательной деятельности кафедры гражданского и корпоративного права.

Так, в числе общекультурных компетенций, которыми должен обладать выпускник относится ОК-6:

— имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6).

Кроме того, выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

— в правоохранительной деятельности: способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

— в экспертно-консультационной деятельности: готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).

При изучении отдельных дисциплин, закрепленных за кафедрой гражданского и корпоративного права ФГБОУ МГТУ, студент формирует (реализует) указанные компетенции. К таким дисциплинам, закрепленным за кафедрой гражданского и корпоративного права, согласно Учебного плана подготовки бакалавров, утвержденного Ученым советом ФГБОУ МГТУ, относятся Гражданское право, Гражданский процесс, Арбитражный процесс, Земельное право, Международное частное право, Корпоративное право, Наследственное право, Техническое право, Образовательное право и другие.

Наибольшее число компетенций, связанных с антикоррупционными проявления, отводится дисциплине «Гражданское право», которую на высокопрофессиональном уровне читает декан правового факультета МГТУ, кандидат юридических наук, профессор Максимец Леонид Григорьевич.

Кроме этого, освоение ОК-1 осуществляется в ходе учебной и производственной практики, а освоение ПК-12 и ПК-14 осуществляется в ходе производственной практики.

Помимо этого, обязательным элементов освоения учебного плана у студентов правового факультета, обучающихся по направлению «Юриспруденция», является написание курсовой работы по курсу «Гражданское право». На кафедре гражданского и корпоративного права МГТУ разработана тематика курсовых и выпускных квалификационных работ, направленных на антикоррупционную политику:

  1. Антикоррупционная экспертиза гражданского законодательства.

  2. Земля как объект коррупции.

  3. Недействительность сделки, совершенной под влиянием взятки и иных коррупционных действий.

  4. Незаконная приватизация, «рейдерство», коррупция: взаимообусловленность категорий.

  5. Правовые проблемы, связанных с приватизацией гражданами жилых помещений, а также о правоприменительной практике и коррупциогенности законодательства о приватизации.

  6. Недействительность сделок как гражданско-правовое последствие коррупционных правонарушений.

  7. Гражданско-правовые условия возникновения коррупционных отношений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

  8. Гражданско-правовые аспекты противодействия коррупции.

  9. Информационно-правовые стандарты предупреждения коррупционных рисков при выполнении НИОКР.

  10. Коррупционные «лазейки» в действующем гражданском законодательстве.

  11. Некоторые аспекты реализации положений гражданского законодательства в сфере противодействия коррупции.

  12. Роль института неосновательного обогащения в борьбе с коррупцией.

Большую роль в антикоррупционной работе отводится профессорско-преподавательскому составу кафедры гражданского и корпоративного права. Так, значительная часть профессорско-преподавательского состава кафедры являются членами Мурманского отделения Ассоциации юристов России (Максимец Л.Г., Рашева Н.Ю., Панкратова М.Е.).

Кандидат юридических наук, профессор Максимец Л.Г., декан правового факультета выступает как представитель общественности в квалификационной коллегии судей Мурманской области.

Кроме того, Леонид Григорьевич является судьей Третейского суда при Северной Торгово-промышленной палате. Важную роль личность Леонида Григорьевича играет в работе органов исполнительной власти нашего региона, в частности, он является заместителем председателя общественного Совета при Управлении Росреестра по Мурманской области.

Кандидат юридических наук, доцент Рашева Н.Ю., заведующая кафедрой гражданского и корпоративного права является членом Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области.

Помимо этого, Наталья Юрьевна входит в состав Комиссии Управления Федеральной миграционной службы России по Мурманской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры Панкратова Майя Евгеньевна входит в число членов Государственного реестра независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Кроме того, кафедра гражданского и корпоративного права МГТУ, под руководством Н.Ю. Рашевой ведет активную научно-исследовательскую работу, в том числе и над монографиями. Так, кафедрой подготовлена и активно внедряется в учебный процесс в рамках изучения дисциплины «Законодательная техника» монография, подготовленная заведующей кафедрой Рашевой Н. Ю. и доцентом кафедры Панкратовой М. Е. «Правовой мониторинг: современные проблемы и пути их решения» [27], где во второй главе исследуются вопросы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в том числе и в Мурманской области.

Изложенное позволяет сделать вывод, что лишь при условии системного формирования и надлежащего исполнения антикоррупционного законодательства, направленного против факторов, способствующих созданию благоприятных условий для коррупции в Российской Федерации, последовательного и системного внедрения элементов антикоррупционного поведения в процессе осуществления образовательной деятельности в целом, и в учебном процессе МГТУ, в частности, можно ожидать отдельных результатов преодоления коррупции. Результаты зависят от целенаправленной работы каждого из нас.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации : [текст]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

  2. О противодействии коррупции : федер. закон : [текст] : [принят Гос. Думой Федер. Собр. Российской Федерации 19 дек. 2008 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Российской Федерации 22 дек. 2008 г.] [ред. от 28 декабря 2013 г.] // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

  3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон : [текст] : [принят Гос. Думой Федер. Собр. Российской Федерации 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Российской Федерации 26 дек. 2012 г.] [ред. от 25 ноября 2013 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам : федер. закон : [текст] : [принят Гос. Думой Федер. Собр. Российской Федерации 23 ноября 2012 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Российской Федерации 28 ноября 2012 г.] [ред. от 05 апреля 2013 г.] // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (часть 4). Ст. 6954.

  5. Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» (вместе с «Положением об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции») : [текст] : указ Президента РФ : [от 03 декабря 2013 г., № 878] // Собрание законодательства РФ. 2013. № 49 (часть VII). Ст. 6399.

  6. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции») : [текст] : указ Президента РФ : [от 02 апреля 2013 г., № 309] [ред. от 03 декабря 2013 г.] // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1670.

  7. О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан») : [текст] : указ Президента РФ : [от 25 февраля 2011 г., № 233] : [ред. от 03 декабря 2013 г.] // Собрание законодательства РФ. 2011. № 9. Ст. 1223.

  8. Вопросы противодействия коррупции» (вместе с «Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования») : [текст] : указ Президента РФ : [от 08 июля 2013 г., № 613] [ред. от 03 декабря 2013 г.] // Собрание законодательства РФ. 2013. № 28. Ст. 3813.

  9. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» : [текст] : указ Президента РФ : [от 21 июля 2010 г., № 925] // Собрание законодательства РФ. 2010. № 30. Ст. 4070.

  10. О мерах по противодействию коррупции : [текст] : указ Президента РФ : [от 19 мая 2008 г., № 815] : [ред. от 02 апреля 2013 г.] // Собрание законодательства РФ. 2008. № 21. Ст. 2429.

  11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» : [текст] : распоряжение Правительства РФ : [от 15 мая 2013 г., № 792-р] : [ред. от 02 апреля 2013 г.] // Собрание законодательства РФ. 2013. № 21. Ст. 2671.

  12. О дополнительных мерах по реализации федерального законодательства о противодействии коррупции в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки : [электронный ресурс] : распоряжение Рособрнадзора : [от 15 мая 2013 г., № 1376-09]. Документ опубликован не был // ИПС КонсультантПлюс

  13. Об утверждении Положения о «телефоне доверия» по вопросам противодействия коррупции в Министерстве образования и науки Российской Федерации : [текст] : приказ Минобрнауки России : [11 декабря 2012 г., № 1034] // Вестник образования. 2013. № 9.

  14. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») : [текст] : приказ Минобрнауки России : [04 мая 2010 г., № 464] : [ред. от 31 мая 2011 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 26.

  15. О мерах по активизации работы по противодействию коррупции в Федеральном агентстве по образованию» (вместе с « Порядком уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего Рособразования к совершению коррупционных правонарушений», «Правилами передачи подарков, полученных государственными служащими Рособразования в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями», «Инструкцией по организации работы «телефона доверия» по вопросам профилактики и противодействия коррупции», «Порядком антикоррупционной экспертизы правовых актов (проектов правовых актов) Рособразования») : [электронный ресурс] : приказ Рособразования : [от 21 января 2010 г., № 33]. Документ опубликован не был ИПС КонсультантПлюс

  16. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области и о внесении изменений в Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области : [текст] :закон Мурманской области : [принят Мурманской областной Думой 05 ноября 2009 г.] : [ред. от 11 апреля 2013 г.] // Мурманский Вестник, № 226 от 01.12.2009 г. С. 3,

  17. О противодействии коррупции в Мурманской области : [текст] : закон Мурманской области : [принят Мурманской областной Думой ] : [ред. от 16 октября 2007 г.] // Информационный бюллетень «Ведомости Мурманской областной Думы. 2009. № 96. С. 145-150.

  18. О Межведомственном совете по Противодействию коррупции в Мурманской области» (вместе с «Положением о Межведомственном совете по противодействию коррупции в Мурманской области», «Составом Межведомственного совета по противодействию коррупции в Мурманской области») : [текст] : постановление Губернатора Мурманской области : [от 14 ноября 2006 г., № 202-ПГ] : [ред. от 03 сентября 2013 г.] // Мурманский Вестник, № 222 – 223 от 22.11.2006 г. С. 4.

  19. Об утверждении Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2012 — 2013 годы : [текст] : постановление Правительства Мурманской области [26 апреля 2012 г., № 179-ПП] : [ред. от 30 июля 2013 г.] // Мурманский Вестник, № 82/1 от 11.05.2012 г. С. 6-7.

  20. Об областном конкурсе студенческих работ «Молодежь против коррупции» (вместе с «Положением об областном конкурсе студенческих работ «Молодежь против коррупции», «Составом комиссии по подведению итогов областного конкурса студенческих работ «Молодежь против коррупции») : [текст] : постановление Правительства Мурманской области : [23 апреля 2010 г., № 188-ПП/7] // Мурманский Вестник, № 87 от 19.05.2010 г. С. 5

  21. О Межведомственном совете по противодействию коррупции и криминализации экономики в муниципальном образовании город Мурманск» (вместе с «Положением о Межведомственном совете по противодействию коррупции и криминализации экономики в муниципальном образовании город Мурманск», «Составом Межведомственного совета по противодействию коррупции и криминализации экономики в муниципальном образовании город Мурманск») : [текст] : постановление Администрации города Мурманска : [18 августа 2009 г., № 774] : [от 15 мая 2013 г.] // Вечерний Мурманск, № 158 от 28.08.2009 г. С. 6

  22. Об утверждении ведомственной целевой программы «Противодействие коррупции в муниципальном образовании город Мурманск» на 2013-2014 годы : [текст] : постановление Администрации города Мурманска : [04 октября 2012 г., № 2374] // Вечерний Мурманск, № 190 от 16.10.2012 г. С. 6

  23. О направлении методических рекомендаций по противодействию коррупции : [текст] : письмо Минобрнауки России : [от 06 августа 2013 г., № 12-925] // Администратор образования. 2013. № 19-21.

  24. Гончаренко Г.С. Предпосылки коррупции и коррупционной преступности / Г.С. Гончаренко // Российская юстиция. 2013. № 9. С. 50-54.

  25. Левакин, И.В. Коррупция: социально-экономические и историко-правовые закономерности / И.В. Левакин // Российская юстиция. 2013. № 10. С. 34-36.

  26. Пуляева, Е.В. Правовые проблемы борьбы с коррупцией в сфере оказания образовательных услуг / Е.В. Пуляева // Журнал российского права. 2012. № 11. С. 81-88.

  27. Рашева, Н.Ю., Панкратова, М.Е. Правовой мониторинг: современные проблемы и пути их решения // Н.Ю. Рашева, М.Е. Панкратова. — Германия: LAPLAMBERT, 2013. 111 с.

  28. Шилюк, Т.О., Миттельман, К.Г. К вопросу о коррупциогенных факторах в системе Российского образования / Т.О. Шилюк, К.Г. Миттельман // Юридическое образование и наука. 2011. № 4. С. 2-6.

Comments are closed